Парящие птицы

При вычислении коэффициента вновь встал вопрос о различии в углах крена в двух сериях наблюдений, проведенных в Мексике. После первых наблюдений в 1976 г. Маккриди предположил, что для всех парящих птиц характерен одинаковый коэффициент подъемной силы. Расчеты, которые он тогда провел для грифов-индеек, американских стервятников и фрегатов, подтвердили это предположение. Наблюдения 1980 и 1982 гг. преподнесли сюрприз: оказалось, что парение птиц одного вида не всегда происходит с одинаковым коэффициентом подъемной силы. При наблюдениях в 1980 г. ветер был ровным и слабым, а при наблюдениях в 1982 г. — порывистым и сильным. Из этого Маккриди заключил, что птицы «приспосабливают» свой коэффициент подъемной силы крыла к метеорологическим условиям.

Точно так же планер при парении в турбулентном термике (восходящем потоке теплого воздуха) летит быстрее, чем в спокойном термике. При более высокой скорости менее вероятен срыв потока в случае резкого возрастания угла атаки, которое может быть вызвано турбулентностью; кроме того, улучшается управляемость аппарата. Наконец, при большей скорости планерист может более круто войти в термик.

Птицы выполняют такие маневры более эффективно, поскольку они имеют больший «опыт» парения и снабжены большим числом рецепторов, а их крылья имеют больше степеней свободы. Видеозапись, сделанная Маккриди в 1982 г., показывает, что в турбулентном потоке птицы постоянно меняют угол крена и форму крыльев, в частности степень их скручивания.

Нагрузка на крыло у дельтапланов имеет тот же порядок величины, что и у некоторых птиц, например у американского стервятника. Поэтому пилот дельтаплана может использовать термики, почти столь же слабые, как и те, в которых летают птицы. Однако птицы имеют еще одно преимущество, касающееся управляемости. К. Пенниквик из Бристольского университета, специалист по биологии пернатых, однажды заметил: «На мой взгляд, если даже удастся скопировать систему управления птиц, то кабину придется начинить рычагами до такой степени, что для управления ими понадобится осьминог». Более того, поскольку у птиц крылья короче (а стало быть, радиус поворота меньше), то для уравнивания подъемных сил, действующих на каждое крыло, им меньше приходится скручивать крылья. У дельтаплана, имеющего больший размах крыльев, осуществлять такую регулировку труднее.

 

1 Comments

  1. Затраты энергии в полете лишь в 1,5 2 раза выше энергии существования. А полеты при суровых метеорологических условиях и у тяжело летающих птиц затраты энергии в полете выше они превышают энергию существования в 6 8 и более раз.

Оставить коментарий