Правильность новой археологической реконструкции

Проведенный нами анализ показывает, однако, что перестройка первых аркбутанов могла быть вызвана необходимостью усовершенствования первоначальной конструкции. С помощью метода фотоупругости, примененного сначала в целях подтверждения правильности новой археологической реконструкции, были обнаружены неожиданные критические величины растягивающих усилий в наветренных контрфорсах: там, где верхние аркбутаны примыкают к верхнему ярусу стены нефа, а нижние — к стене галереи. Во время особенно сильных бурь, которые, по оценкам современных метеорологов, обрушивались на Париж несколько раз за 40—50-летний срок службы первоначальных контрфорсов, ветровые нагрузки в этих участках в 3—5 раз превышали те, которым могли противостоять стыки, скрепленные средневековым строительным раствором. Локальный характер напряжений грозил устойчивости всей конструкции. Образовавшаяся после сильной бури трещина сразу становилась заметной, что требовало быстрого ремонта, включая применение эффектив-

ных соединений для лредотврашения общего разрушения.

Такой ремонт, вероятно, был нелегким из-за труднодоступности участков, о которых идет речь. Все это говорит о том, что ликвидация в XII! в. этих участков локализованного напряжения проводилась целенаправленно. Впоследствии место примыкания новых гигантских аркбутанов к стене стало значительно выше, что одновременно уменьшило распор на аркбутаны нижней галереи.

ПРОИЗВОДЯ эти важнейшие конструктивные изменения, строители, вероятно, решили также сделать собор светлее путем увеличения размера окон, освещающих хоры. Однако это не дало желаемых результатов: все, кто когда-либо бывал в соборе Нотр-Дам де Пари, могут помнить, что внутри это здание кажется темным.

Еще до завершения перестройки собора Нотр-Дам де Пари особенности его конструкции стали учитывать и при строительстве других зданий. Хоры собора в Бурже, построенного между 1195 и 1214 гг., имеют простую, легкую и в то же время прочную конструкцию. Фасад собора уникален: его огромная высота — 36 м от пола до замкового камня — достигается не увеличением высоты верхнего яруса стены, а за счет большого возвышения внутренних боковых капелл. По сравнению с классическими зданиями высокой готики, такими, как соборы в Реймсе и Шартре, поперечный разрез собора в Бурже ближе к треугольному. Его широкое, массивное основание делает стены менее чувствительными к поперечным деформациям. Более того, система контрфорсов этого собора необычайно эффективна. Поскольку аркбутаны были крутыми, они передавали горизонтальный распор от сводов и усилия, создаваемые ветровыми нагрузками, непосредственно на фундамент, что позволило облегчить всю систему опор.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий