Доходность науки

В этих условиях «доходность» науки выступает как главное и единственное мерило ее социальной ценности. Всякое научное и техническое новшество, приносящее капиталу дополнительную прибыль, а ученым и менеджерам — более высокую оплату труда и тантьемы, становится социально необходимым и оправданным. Более того, к дележу этого «пирога» пытаются приобщить и трудящиеся массы. Согласно теории «человеческого капитала» каждый человек по мере повышения уровня своего образования и укрепления здоровья увеличивает и делает более надежным свой «индивидуальный капитал», сулящий ему участие в распределении эффекта научно-технического прогресса . Тем самым круг замыкается — все то, что доходно, обладает социальной ценностью, и последняя тем выше, чем выше доходность; социальные проблемы целиком сводятся не к выработке гуманистической ориентации науки, а к распределению приносимых ею доходов.

Товарно-денежный фетишизм, распространившийся на все стороны жизни и ставший частью не только общественного сознания, но и «подсознания» большинства людей, неотделим от исторической миссии капитализма, от действия закона стоимости как регулятора производства и от прибавочной стоимости как его цели. Общеисторическая закономерность экономии труда, повышение его производительности в условиях частнособственнического, стихийного хозяйства неизбежно, как это показал К. Маркс, приобретает в общественном сознании форму товарноденежного фетишизма, когда все виды труда, не исключая научного, и все общественные ценности соизмеряются только как стоимости и только с позиций приносимых ими доходов .

При социализме система социальных ценностей приобретает самостоятельные формы выражения, и по мере усиления непосредственного характера связи между процессом экономии труда и развитием общественных потребностей прямым образом воздействуют на развитие науки. Это воздействие тем сильнее, чем больше масштабы и выше динамика экономии труда, т.е. чем выше экономический эффект науки; при таком условии возрастают материальные возможности учета многообразных социальных требований и ограничений, а значит, усиливается и ценностная ориентация науки.

 

1 Comments

Оставить коментарий