Эмпиризм и различные формы позитивизма

Эмпиризм и различные формы позитивизма были свойственны развитию новой науки на протяжении почти всей ее четырех вековой истории. Только возникновение диалектического материализма, соединившего в себе диалектику развития природы, общества и мышления, поставило науку на адекватную ей методологическую основу. Диалектический материализм вооружает ученых всех специальностей общими для всех наук принципами познания, сила которых — в их соответствии фундаментальным законам развития. Однако недостаточно лишь признания принципов марксистской диалектики; необходимо их последовательное и конкретное применение в условиях развивающейся науки, накопления новых данных, создания все более совершенных научных приборов. Применение этих принципов несовместимо с инертностью мышления, с философской «беззаботностью» ученых. Здесь полезно вспомнить предостережения Ф. Энгельса, обращенные им к современному естествознанию, критику В. И. Лениным махизма и его разновидностей. «Философия,— писал Ф. Энгельс в «Диалектике природы»,— мстит за себя задним числом естествознанию за то, что последнее покинуло ее».

И в развитии науки при социализме остается актуальным последовательное применение принципов диалектического материализма; более того, значение этой проблемы возрастает, особенно в связи с процессами дифференциации и интеграции наук. На наш взгляд, мы становимся свидетелями возникновения различных форм неопозитивизма, связанных с необдуманным применением методов одних наук к другим без учета качественной природы изучаемых явлений. Чаще всего это происходит на стыке наук и научных дисциплин, в процессе их синтеза, когда исторически более развитые, а на самом деле — более простые методы применяются к объекту, имеющему другую и более сложную природу. Это свидетельствует об отклонении от принципов диалектического материализма и, безусловно, препятствует развитию науки.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий