История современной науки

Известно, что вся история современной науки сопровождалась использованием методов более развитых наук применительно к тем, которые еще только складываются, ко всей науке. В этом смысле позитивизм существовал задолго до провозглашения его философии О. Контом. Он проявлялся в сведении естественных законов и законов общественного развития к механической модели мира. Математика, возникшая в XVII—

XVIII  вв. в связи с развитием механики и механистическим истолкованием явлений природы и общества, до сих пор является инструментом общественных наук (дифференциальное и интегральное исчисление, матричная алгебра и т. п.). Уже применительно к физическим наукам механико-математический подход страдал неадекватностью. Однозначность математического описания, считавшаяся очевидной в эпоху становления

классического рационализма (от Р. Декарта до И. Канта), вступила в противоречие с качественным разнообразием, приближенностью физического мира, описываемого одним и тем же математическим аппаратом.

О. Конт, противопоставляя конструктивную, позитивную роль новой науки натурфилософии, возникшей на почве немецкого идеализма XVIII в. (X. Вольф), на самом деле проецировал методы естественнонаучного знания первой половины XIX    в. на всю систему наук, в том числе на общественные науки. Неопозитивисты конца XIX — начала XX в. (Э. Мах и его последователи) в борьбе с метафизикой пытались создать образ «науки вообще», который на самом деле был слепком с физико-математических наук того времени . В борьбе со схоластической философией позитивисты и неопозитивисты отрицали самостоятельную роль теоретического мышления, пытались свести весь арсенал методов науки к чувственному восприятию, к количественным измерениям. Гносеологические корни и в определенном смысле историческое оправдание этих концепций развития науки — в преобладании на первых этапах анализа по отношению к синтезу, в стремлении «разложить» сложные процессы на более простые и количественно измеримые, в противопоставлении экспериментальной науки спекулятивным построениям. Однако эти же «благие намерения» вели естественные науки в философский, научный тупик.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий