Маральное старение

Появление новых знаний ведет к «моральному старению» имеющихся, что вызывает необходимость систематического переобучения. Если, например, объем научно-технической информации примерно удваивается каждые 10 лет [ПО, с. 340], то это значит, что при 30летнем периоде трудовой деятельности каждый человек должен получить 2—3 объема своих первоначальных знаний; затраты на «реконструкцию» и обновление знаний должны составлять тем самым большую часть общих затрат на образование.

Сам процесс обучения и усвоения является конкретным, полезным видом труда. Его полезность, создаваемая им «потребительная стоимость» состоят в передаче научных знаний обучающего обучающемуся, учителя — ученику. Своеобразие этого вида труда в том, что он возможен только как совместный труд учителя и ученика, т. е. он является одновременно и общественным, и личным трудом. Более того, просто «передавать» знания нельзя, их можно усваивать только в результате их активного воспроизведения. Поэтому понятия и стоимости, и потребительной стоимости в прямом смысле к этой сфере труда неприменимы— и не потому, что здесь нет общественно необходимых затрат труда и их конкретного, полезного результата, а потому, что такой труд носит одновременно и общественный, и индивидуальный характер. Можно говорить о стоимости и потребительной стоимости научных знаний лишь по отношению к общественной, специализированной части этой сферы труда, понимая ее неотделимость от индивидуальных затрат труда и времени. Гигантское расширение масштабов научных знаний, которые должны непрерывно воспроизводиться и обновляться, делает объективно необходимым обобществление этого процесса, все больший перевод его на специализированную основу. Это не значит, что индивидуальный труд учащегося может быть чем-либо заменен; тем более это невозможно в сфере переобучения, которое по природе своей должно быть непрерывным и лично глубоко осознанным. Однако совершенствование процесса воспроизводства научных знаний не может не охватить и сферу индивидуального труда, происходящего в так называемое свободное время; возникает необходимость лучшей материальной обеспеченности этого труда, что не может не влиять и на затраты по воспроизводству самой рабочей силы, на потребности человека. По этой причине, например, масштабы производства и доступность книг и других источников информации превратились в одно из решающих условий всего научно-технического прогресса.

Сохранение научных знаний обеспечивается как самим процессом труда, все время их возобновляющим, так и сохранением самой человеческой личности, происходящим под воздействием господствующих социальных условий, специализированного труда по охране здоровья, а также в результате собственных усилий каждого человека. Если бы увеличение объема и повышение уровня научных знаний не сопровождались увеличением продолжительности жизни человека, в особенности периода его трудоспособности, то эффективность затрат на обучение была бы чрезвычайно низкой; более того, само научное совершенствование рабочей силы могло бы оказаться невозможным, так как не было бы времени для обучения, а затраты на обучение не давали бы отдачи и тем самым не могли бы воспроизводиться.