Материализация научных знаний

Структурный аспект совершенствования производительных сил в значительной мере определяется процессом распространения нововведений по сферам и отраслям их применения. В этом смысле научно- технический прогресс состоит в расширении масштабов и повышении удельного веса более совершенной (по сравнению со средним уровнем) техники. Имея в виду сделанную выше оговорку, что источником новой техники служат и эмпирические знания, ее распространение может рассматриваться как структурный аспект технического, но не научно-технического прогресса. Очевидно также, что уменьшение масштабов использования и снижение удельного веса менее совершенной техники (вплоть до ее полного исчезновения) также относятся к структурному аспекту научно-технического (или технического) прогресса. Из сказанного вытекает, что научно-технический прогресс в определенной мере тождествен качественному и структурному совершенствованию производительных сил. Из этого тождества выпадает технический прогресс, основанный не на научных, а на эмпирических знаниях; при использовании понятия «технический прогресс» тождественная область расширяется. Однако нетождественность научно-технического прогресса со структурным и качественным совершенствованием производительных сил лежит также на стороне последних, в каждом из трех их крупных элементов. Материальновещественные элементы производительных сил включают используемые человеком природные ресурсы, естественные условия производства, которые на начальных этапах развития человечества были главными элементами производительных сил. Поэтому совершенствование производительных сил может происходить за счет включения в оборот более плодородных земель, богатых полезных ископаемых, переселения человека в более благоприятные природноклиматические условия, т. е. за счет использования естественноприродных факторов.

Совершенствование рабочей силы связано не только с накоплением и использованием эмпирических и научных знаний, но и с факторами демографическими, социальными, культурными, идеологическими. Сливаясь в каждом отдельном человеке, в социальных группах и в классах общества, эти факторы трудно отделимы друг от друга, как трудно отделимы, например, нравственность и образование, культура и воспитание. Наука и научно-технический прогресс являются лишь одним из факторов совершенствования рабочей силы.

Наконец, развитие и совершенствование форм организации производства лишь в незначительной, хотя и возрастающей мере происходят на основе научного познания и связанного с ним технического прогресса.

В условиях развитого социализма сознательное совершенствование форм организации производства становится одним из главных признаков научно-технической революции.