Мировоззренческие функции

Таким образом, научные знания есть продукт специализированного научного труда, имеющего свою специфическую форму выражения — научную информацию. Как всякий продукт труда, научные знания имеют, с учетом сделанных оговорок, стоимость и потребительную стоимость, что и составляет экономическую природу научных знаний. Это положение, однако, не самоочевидно; оно требует дополнительного обоснования исходя из общих положений марксистской теории стоимости и потребительной стоимости, двойственного характера труда.

Отправными являются здесь понятия двойственного (абстрактного и конкретного) характера труда, проистекающего отсюда единства стоимости и потребительной стоимости и наличия соответствующих им двух взаимообусловленных аспектов воспроизводства. Отсюда следует, что экономическая функция стоимости — отражение в продукте (товаре) общественно необходимых затрат труда, а экономическая функция потребительной стоимости — выражение отношения между свойствами благ и потребностями людей.

Выделим те положения учения К. Маркса о двойственном характере труда и двух сторонах процесса воспроизводства, которые связывают научные знания и соответствующую им сферу труда с процессом воспроизводства в целом.

Процесс труда как исходное начало, первооснова развития производительных сил есть конкретный, полезный труд, в результате которого создаются потребительные стоимости . Поскольку объектом научного познания являются естественные и общественные силы и законы и их практическое применение, то оно направлено на совершенствование, повышение производительности конкретных, полезных видов труда . Повышение производительности труда в свою очередь увеличивает массу потребительных стоимостей, но не величину самой (вновь созданной) стоимости, в результате чего стоимость каждой единицы потребительной стоимости уменьшается. Поэтому экономический результат использования научных знаний выражается в увеличении массы потребительных стоимостей и в снижении стоимости их единицы. При этом всеобщий характер научного труда вызывает долговременное кумулятивное воздействие научных знаний на повышение производительности труда и весь процесс воспроизводства.