Научно-технический процесс и процесс воспроизводства

На определенном этапе исторического развития, когда происходит переход от эмпирических к научным методам совершенствования всех элементов производительных сил, научно-технический прогресс превращается в главный источник повышения производительности труда и тем самым ускорения всего исторического развития. Этот переход охватывает довольно длительный период; начавшись после первой промышленной революции, он продолжается почти два столетия в условиях капитализма и уже при социализме приобретает новые черты и особую динамичность.

Взаимодействие научно-технического прогресса с развитием экономики поразному складывается в разных общественных системах. Есть, однако, общие черты, присущие и капиталистическому, и социалистическому процессам воспроизводства в условиях научно-технического прогресса. Анализ процесса воспроизводства, объединяющего воспроизводство и производительных сил, и производственных отношений, позволяет связать общеисторические закономерности научно-технического прогресса с их конкретными социальноэкономическими формами.

Повышая производительность труда, научно-технический прогресс становится все более важным источником расширения общественного производства, воздействует на формирование стоимости. Складываются качественно различные при капитализме и социализме формы реализации и присвоения эффекта научно-технического прогресса, оказывающие влияние на весь процесс воспроизводства. В данной главе рассматриваются именно эти, наиболее существенные, на наш взгляд, взаимосвязи. При этом главное здесь — раскрыть экономическую природу научных знаний и форм их материализации. При существующем сейчас общем понимании роли научно-технического прогресса в экономии общественного труда в первую очередь должен быть исследован механизм действия этого закона.

Научные знания как продукт научного труда имеют свою специфическую форму существования — информацию о законах развития природы и общества и о способах их практического применения. Сама научная информация может иметь разные формы, а ее носителями могут быть разные информационные средства, которые сами меняются и совершенствуются в ходе научно-технического прогресса.

Однако не ко всяким научным знаниям в широком смысле применимы понятия стоимости и потребительной стоимости. Отсюда следует исключить интеллектуальный труд, связанный с процессом познания и использованием его результатов, если он слит с другими конкретными видами труда, целиком принадлежит им. Отделить в этом случае научные знания так же невозможно, как и интеллектуальные способности человека от других естественных сил труда.