Научные исследования

Большую роль играет также преемственность научных исследований, которая зависит от возможностей развития различных научных школ и направлений.

Чем выше всеобщность научных знаний, больше преемственность научного труда, быстрее и эффективнее процесс обучения, тем органичнее и с меньшими затратами воспроизводятся уже накопленные знания, тем ниже общественно необходимые затраты труда в сфере науки и стоимость научных знаний. Как отмечал К Маркс, «продукт умственного труда — наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести» . Это значит, что общественно необходимые затраты труда и стоимость научных знаний следует рассматривать исходя из их воспроизводства, а не производства, что полностью соответствует общей концепции образования стоимости.

Пространственная всеобщность научных знаний, означающая их интернационализацию, позволяет овладевать плодами науки, не затрачивая на это труд, необходимый для создания соответствующих знаний. При этом стоимость получаемой таким образом научной информации может быть ничтожна по сравнению с заключенным в ней экономическим эффектом, что способствует возрастающей мобильности научных знаний. Этот процесс с точки зрения самой науки означает значительную экономию труда, снижение уровня его общественно необходимых затрат в сфере науки. Тем самым усиление пространственной всеобщности науки является существенным фактором снижения стоимости научных знаний, поскольку их параллельное производство все больше заменяется разделением научного труда с последующим воспроизводством научных знаний.

Развитие всеобщего — временного и пространственного — характера научного познания уменьшает неопределенность процесса формирования общественно необходимых затрат научного труда, сближает его в этом отношении с другими видами общественного труда.

Из сказанного можно сделать общий вывод, что, несмотря на существенные особенности научного труда и научных знаний как его продукта, их экономическая природа может быть раскрыта исходя из марксистской теории двойственного характера труда, взаимосвязи стоимости и потребительной стоимости. Отсюда вытекают два наиболее существенных вывода: усиление закономерности экономии труда повышает долю науки в затратах общественно необходимого труда, а совершенствование процесса познания, развитие его всеобщего характера и рационализация способствуют экономии труда в сфере самой науки, делают его более производительным.

 

6 Comments

  1. I simply want to tell you that I am very new to blogs and seriously loved this website. Likely I’m going to bookmark your website . You actually come with perfect well written articles. Thanks for revealing your web page.

  2. Great write-up, I’m normal visitor of one’s site, maintain up the nice operate, and It’s going to be a regular visitor for a lengthy time.

  3. I like what you guys are up too. Such smart work and reporting! Carry on the superb works guys I’ve incorporated you guys to my blogroll. I think it’ll improve the value of my website :)

  4. fantastic issues altogether, you simply won a new reader. What could you suggest about your publish that you made a few days ago? Any positive?

  5. Some truly great articles on this internet site , thankyou for contribution.

  6. Some genuinely nice and useful info on this web site, likewise I believe the style has got wonderful features.

Оставить коментарий