Научный труд

Научный труд как разновидность конкретного, полезного труда состоит в познании законов развития природы и общества; при этом, как будет показано ниже, возникновение и развитие техники, технических систем, ведущее к созданию «второй, искусственной» природы, все более расширяет объект научного познания. Будучи основан на естественных силах человека, в первую очередь на его интеллектуальных способностях, научный труд имеет своим предметом весь объективный мир. Имея дело с разными сторонами и силами этого объективного мира, научный труд существует как большое разнообразие отдельных конкретных видов научного труда, со своими предметами труда и своими конкретными полезными результатами. Поэтому конкретный научный труд имеет и общий характер (для всей этой сферы труда), и более частный характер (для отдельных видов научного труда).

Понятие производительности связано с конкретным трудом. Каждый конкретный вид труда тем производительней, чем полнее познание и использование лежащих в его основе объективных законов. Эта закономерность распространяется на все без исключения виды конкретного труда; научные знания проникают повсюду и постепенно переводят все виды труда на научную основу. Относится это и к самому научному труду. В связи с этим необходимо обратить внимание на особенности повышения производительности научного труда.

Научный труд является по своей природе интеллектуальным, поэтому повышение его производительности связано с раскрытием и использованием закономерностей самого познания, с облегчением и ускорением этого процесса. Очевидно, что сейчас мы находимся лишь в начале длинного пути но переводу самого научного труда на научную основу — познания логики и психологии научного творчества, планирования этой сферы, создания и внедрения разнообразных орудий научного познания — приборов, вычислительных средств и т. д.