Неопределенность результатов

Приобретение научным трудом общественно-планомерного характера происходит медленнее, чем в других сферах труда. Неопределенность результатов, особая роль субъективных и даже личностных факторов, всемирный характер развития науки —все это затрудняет перевод научного труда на общественно-планомерную основу.

Соединение науки с трудом обусловливается также дальнейшим развитием всеобщности научных знаний. Именно при социализме не только наука становится частью труда, но и труд — научным. Сама природа строя, основанного, выражаясь словами К. Маркса, на подчинении общественного жизненного процесса контролю всеобщего интеллекта, снимает преграды на пути соединения науки с трудом. Культурная революция, всеобщность среднего и демократизация высшего образования, создание многообразных форм переобучения и роста квалификации неизмеримо повышают уровень образования трудящихся , делают научные знания общедоступными.

В процессе распространения научных знаний также есть свои препятствия и противоречия. Они связаны, как уже отмечалось, с относительной консервативностью средств труда и общих условий производства, с их более медленным обновлением и совершенствованием по сравнению с масштабами, интенсивностью обновления и скоростью распространения научных знаний. Это в свою очередь сдерживает развитие образования, в особенности высшего. Противоречие это может устраняться за счет как приспособления научного образования к нуждам производства, так и создания «запаса» знаний. Бесспорно, и об этом уже шла речь выше, с точки зрения и социальной, и научно-технической предпочтительнее второй путь; он способствует более полному использованию научно-технического потенциала, уже материализованного в действующих средствах производства, стимулирует техническое обновление и реконструкцию и, что особенно важно, демократизирует развитие науки и техники, повышает социальную активность трудящихся.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий