Несоответствие достижений науки и технологии производства

Несоответствие достижений науки и технологии производства первых машин имело и другие, более сложные причины. Поскольку первые машины были обязаны своим происхождением в основном не науке, а технической практике, то они создавались на базе старых принципов, возникших эмпирически в сфере ремесленного, ручного труда. Прообразами деталей машин, в особенности их рабочих инструментов, были ручные орудия труда, а не механические устройства. Как показал К. Маркс, машинное производство выросло из мануфактуры, а также из раздробленного мелкого производства, основанных на ремесленном характере труда. «Этот узкий технический базис,— писал К. Маркс,— исключает возможность действительно научного расчленения процесса производства, так как каждый частичный процесс, через который проходит продукт, должен быть выполнен как частичная ремесленная работа» [1, т. 23, с. 351]. Понадобилось несколько десятилетий развития машиностроительного производства, создания сначала описательной механики машин, а с середины XIX в.— теории машин и механизмов , чтобы машиностроение начало перестраиваться на научной основе [1, т. 23, с. 394].

В преодолении разрыва между механикой и методами производства машин, а в общей форме — между наукой и техникой решающую роль сыграло развитие самого производства. Если вначале производство машин осуществлялось вручную, то в дальнейшем оно само должно было перейти на машинную основу. Хотя, как писал К Маркс, «машинное производство первоначально возникло на не соответствующей ему материальной основе» [1, т. 23, с. 393], т. е. на основе ручного, ремесленного труда, но развиваться на этой основе оно не могло. Необходимо было массовое производство машин. Для этого требовались такое повышение класса точности металлообработки, а также такая унификация производства деталей и узлов машин, которые позволили бы заменить индивидуальное производство машин серийным. Это было достигнуто в результатекоренной перестройки технологии производства машин — создания системы специализированных металлообрабатывающих станков (токарных, сверлильных, строгальных, фрезерных, шлифовальных); увеличения скорости металлообработки (быстрорежущая сталь, твердые сплавы); изменения энергетической, двигательной части (большая мощность электрических двигателей, больше ступеней скоростей, стабильнее режимы работы) и т. д. 1 На этой основе сложилось принципиальное соответствие науки и технологии машиностроительного производства.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий