Новая европейская философия

Известно, что новая европейская философия раскололась довольно быстро на английский эмпиризм, сенсуализм и континентальный рационализм. Если первое направление, ведущее начало от Ф. Бэкона (1561 — 1626), признавало основой науки лишь чувственный опыт, то рационализм (картезианство), родоначальником которого был Р. Декарт (1596—1650), исходил из первичности субъективного сознания. В формуле Декарта «мыслю — значит существую», отвергавшейся эмпирической философией, были заложены все последующие противоречия этих направлений философской мысли.

Антирелигиозная направленность новой философии была органически ей присуща, поскольку церковная идеология не имела ничего общего с наукой. Новая философия была детищем Возрождения, которое в определенной мере вернуло к жизни наиболее выдающиеся достижения античной науки, культуры, искусства. Однако общечеловеческий характер этих достижений не мог устранить того обстоятельства, что между античным миром и возрождающейся Европой лежало не только тысячелетие, но и эпоха зарождения и распада феодализма. Ранний капитализм и античное рабовладение относились к разным общественным формациям, у которых не могло быть общей философии.

Античная философия, обнимавшая все направления научной мысли и одновременно составлявшая часть культуры, мировоззрения, была «чистой» наукой, не имевшей связей с производственной практикой, повседневным опытом, носила абстрактный характер и являлась привилегией высших классов. Это не значит, конечно, что наука той эпохи могла отгородиться от реальной жизни, подчиняться лишь законам логики мышления; философские абстракции античной науки имели в своей основе здравый смысл и обыденное сознание. Однако, как известно, здравый смысл — это предрассудки своего времени, что со всей полнотой отразилось в «антипроизводственной, антитрудовой» античной философии и было естественным следствием господства рабского труда.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий