О методах научных исследований

Развитие науки неотделимо от ее методов, поскольку они определяют исходную, даже не сформулированную в явном виде концепцию любого научного исследования и интерпретацию его результатов. Методы исследования в широком смысле включают, как это уже отмечалось, исходные теоретические предпосылки, а также использование научных приборов и измерений, т. е. всего комплекса средств, обеспечивающих отображение, накопление и переработку научной информации. При всем разнообразии материальных инструментов познания необходимо обеспечивать методологическое единство науки, единство принципов научного мышления. Здесь недостаточен и опасен эмпирический подход, ведущий как к разобщению отдельных наук, так и к неоправданному применению методов исследования без учета качественной природы изучаемого объекта.

История новой науки начиналась в ее борьбе со схоластикой, религиозной и философской, с натурфилософией и метафизикой, подменявшими познание объективных процессов умозрительными идеалистическими построениями. Новая наука сразу заявила себя как эмпирическая, основанная на наблюдениях и опыте, направленная на решение практических задач. В этом были ее сила и социальная значимость. Однако, как показал Ф. Энгельс, наука не может успешно развиваться, если она не создает своей философии науки, отражающей объективные законы познания. «К диалектическому пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления. . .Когда естествознание научится усваивать результаты, достигнутые развитием философии в течение двух с половиной тысячелетий, оно именно благодаря этому избавится, с одной стороны, от всякой особой, вне его и над ним стоящей натурфилософии, с другой — от своего собственного, унаследованного от английского эмпиризма, ограниченного метода мышления» .В противном случае за деревьями исчезает лес, начинается блуждание в лабиринтах возрастающей массы научных фактов; в конечном счете это чревато замедлением развития теории, т. е. основного содержания науки.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий