О возникновении закона экономии труда

Экономия общественного труда как объективная закономерность может возникнуть лишь при достижении определенного уровня однородности, единства отдельных видов труда, когда они вне зависимости от воли отдельных участников процесса производства становятся соизмеримыми между собой, выражаются как затраты качественно однородного человеческого труда. Иными словами, закон экономии труда требует такого развития общественного характера самого труда, когда абстрактный труд и стоимость становятся реальными категориями экономических отношений. Это значит, что закон экономии труда исторически возникает вместе с законом стоимости и на его основе.

Здесь нет необходимости углубляться в изложение теории и истории формирования закона стоимости, с исчерпывающей полнотой раскрытых в трудах классиков марксизма. Требует, однако, выяснения вопрос о взаимосвязи формирования закона экономии труда с переходом от домашинного к машинному этапу развития производительных сил. Сложность этой проблемы состоит во взаимообусловленности обоих процессов: если бы действие закона стоимости не получило необходимый простор, то техника остановилась бы на домашинной стадии, и если бы не были накоплены необходимые технические и частично научные предпосылки перехода от ручного труда к машинному, то действие одного лишь закона стоимости оказалось бы недостаточным. Только сочетание экономических и технических предпосылок, достаточной степени их зрелости могло вызвать к жизни промышленную революцию.

Известно, что закон стоимости, а значит, и закон экономии труда возникли в результате общественного разделения труда и развития обмена, товарного производства на этой основе. Элементы товарно-денежных, стоимостных отношений существовали и в докапиталистических формациях, особенно в эпоху античного рабовладения. Но, как неоднократно отмечал К. Маркс, стоимость никогда не была и не могла быть целью производства в условиях рабства [1, 23, с. 378], поскольку основой труда было внеэкономическое принуждение. Поэтому производство носило рутинный характер, столетиями оставалось на одном техническом уровне, а античная наука отворачивалась от труда как от чего-то низменного, находящегося за пределами внимания философии и первых шагов естественнонаучной мысли.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий