Образование естественно-научной мысли

Главное, что произошло в науке XVI—XVII вв., —это образование естественно-научной мысли. Освободившись от религиозных догм и обратившись лицом к практике, «знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т. е. сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой — с практикой» [1, т. I, с. 599]. Опираясь на эту формулу Ф. Энгельса, обратимся к тем сдвигам, которые на протяжении жизни нескольких поколений привели к перевороту в науке. Эти сдвиги, при всей их разноплановости, непоследовательности, видимости их случайного характера, объясняются, как это было доказано марксизмом, изменением материальных условий существования — разложением феодализма, распадом его религиозной, юридической, идеологической надстройки, возникновением капитализма и буржуазного равенства. Если же попытаться определить главное, с точки зрения развития науки, звено этой перестройки, то им явилась замена внеэкономического принуждения экономическим; такая замена становилась возможной, как уже отмечалось, лишь при безвозвратном отделении ручного труда от его орудий. Поэтому прогресс техники, который довольно быстро стал невозможен без опоры на науку, сразу же превратился в объективное условие самого существования капитализма.

Переворот в философии, связанный в первую очередь с именами Ф. Бэкона и Р. Декарта, состоял в отрицании схоластической, умозрительной философии и в доказательстве научности лишь человеческого познания, обращенного к человеку и природе и придающего труду и разуму невиданную ранее созидательную силу. При всех различиях во взглядах представителей новой европейской философии их объединяли отрицание основных положений античной философии, получившей свое законченное выражение в трудах Аристотеля, и абсолютное неприятие религиозных догм.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий