Паровая машина Уатта

Паровая машина Уатта в своем завершенном виде была создана к 1775 г., когда автор получил на нее свой второй патент (на 25 лет). К этому времени на нее было израсходовано, по разным оценкам, от 10 до 50 тыс. фунтов стерлингов. Дж. Уатт предлагал покупателям свою машину на еледующих условиях: возмещение расходов по производству и установке каждой машины плюс треть экономии, полученной или на топливе по сравнению с атмосферической машиной Ныокомепа (т. е. действующей под влиянием атмосферного давления), или на кормах при использовании лебедки с конским приводом). Уже через 10 лет машина полностью окупила себя, а в целом за период действия патента принесла огромную прибыль; за 25 лет была установлена 321 машина Уатта общей мощностью 5,2 тыс. л. с. [59, с. 279—286].

Ф. Энгельс, подводя итог промышленной революции в Англии, писал: «Шестьсот тысяч фабричных рабочих (занятых в текстильной промышленности.—Л. Л.), из которых половина детей и больше половины лиц женского пола, исполняют работу ста пятидесяти миллионов человек» [1, т. I, с. 611]. Иными словами, всего за несколько десятилетий конца XVIII — начала XIX в. замена ручного труда машинным увеличила производительность труда в английской текстильной промышленности в десятки раз! Очевидно, что никакой ручной труд перед такой производительностью устоять не мог.

Машины стали способом экономической экспроприации труда капиталом; трудящиеся переставали быть собственниками орудий труда и превращались в наемную рабочую силу. Это был первый и главный социально-экономический итог промышленной революции. Второй итог, на который также впервые указал К. Маркс, — это утрата наукой своего самостоятельного социального статуса, ее превращение в интеллектуальную силу капитала. К Маркс отмечал, что машинная промышленность «отделяет науку, как самостоятельную потенцию производства, от труда и заставляет ее служить капиталу» [1, т. 23, с. 374]. Уже первые машины показали, что материализация в них накопленного практического опыта в соединении с научными знаниями и при неуклонном возрастании роли последних ведет к вытеснению многих единиц ручного, рутинного труда каждой новой единицей труда, оплодотворенной наукой и воплощенной в машине. Многовековой опыт ремесленного труда оказался бессильным перед тем эффектом, который давали уже первые достижения механики, пневматики, гидравлики.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий