Первое достижение науки

Первым достижением науки, означавшим переворот в технике производства, была паровая машина, которую ее современники не случайно называли «философской», т. е. научной. Паровая машина Дж. Уатта не только использовала опыт предшественников (Т. Севери и Т. Ньюкомена), но и была плодом научной мысли — развития пневматики, приведшей в XVII в. к пониманию физической природы пустоты, и теории теплоемкости, созданной Дж. Блэком, научным наставником Дж. Уатта в университете г. Глазго. Это было первое техническое достижение в истории человечества, которое не могло быть получено эмпирически.

Однако в массе своей технические достижения первой промышленной революции были результатом эмпирических усилий, а не материализацией научных теорий. Хотя успехи механики XVII в. сыграли, как отмечал К Маркс, значительную роль в создании первых машин [1, т. 3, с. 60], все же эти машины были в основном делом рук малообразованных практиков — великих в своем деле, но почти не имевших контактов с наукой. Так были изобретены, например, челноксамолет (Дж. Кей, 1733 г.), прядильные машины (Дж. Харгривс, Р. Аркрайт — Т. Хайс, 1768 г.), механический ткацкий станок (Э. Картрайт, 1785 г.), токарный станок (Г. Модели, 1797 г.), а также создано производство каменноугольного кокса, стали и т. д. В этот период практическая отдача науки была меньше, чем ее обогащение техническим опытом .

Техника, а также соответствующие ей знания эмпирического происхождения продолжали существовать, а в ряде отраслей — господствовать еще длительное время; в некоторых сферах общественного труда эмпирические техника и знания сохраняются и в современную эпоху. Взаимосвязанное развитие практической науки и «научной» техники ведет к постепенному, но еще далеко не завершенному вытеснению чистой эмпирики.

Кеплером была создана научная астрономия, открыты законы движения планет, сконструированы морские хронометры. Все это позволило определять положение судов в открытом море.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий