Поворот философии и науки

Поворот философии и науки Возрождения периода раннего капитализма к технической практике, опыту был закономерным результатом изменения социальноэкономических условий, требовавших таких методов производства, которые увеличивали бы производительную силу труда на основе использования естественных сил. «Вместо умозрительной философии, — писал Р. Декарт, — можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел, так же отчетливо, как мы знаем различные ремесла наших мастеров, мы могли бы наравне с последними использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы» .

Леонардо да Винчи, великий философ и гениальный практик Возрождения, писал: «. . .Те науки пусты и полны ошибок, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности. .» и одновременно: «Увлекающийся практикой без науки, словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса; он никогда не уверен, куда плывет» .

Новая философия провозгласила практический опыт и человеческий разум обязательными условиями научного познания в результате чего сложился новый тип научных исследований, ученого. Предметом исследований стали вся окружающая природа и сам человек, их задачей—получение практически полезных знаний и техники, методом исследования — научный эксперимент, инструментом — научный прибор, измерения. Зародившись в Северной Италии, новая, практическая наука быстро распространилась на Голландию, рейнские области Германии, Англию, Францию, что привело к явлению мирового значения — научной революции XVII в. Имена выдающихся ученых той эпохи общеизвестны; на их фоне выделяется гигантская фигура Т. Галилея (1564—1642), историческая роль которого обусловлена не только сделанными им открытиями, но и созданием того типа исследований, который привел к современной науке.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий