Повышение результативности труда

Конечно, существуют стремление и возможность повышать результативность, детерминированность научных исследований, производительность научного труда; именно к этому должны вести углубление познания самого интеллектуального процесса и планомерное его регулирование, научно обоснованный выбор самих направлений исследования, более высокая оснащенность и организованность научного труда. Но в любом случае остается неопределенность процесса познания, не позволяющая подойти к определению общественно необходимых затрат научного труда исходя из «средних», «нормальных» условий получения новых научных знаний, т. е. внутренних условий развития самой науки.

Наконец, хотя само понятие научных знаний как продукции науки и весьма определенно, однако измерение этой «продукции» невозможно исходя из привычных категорий массового однородного производства, где отдельные единицы продукции по потребительским свойствам идентичны друг другу. В науке такой идентичности нет; ее продукция с точки зрения масштабов является массовой, но она неоднородна; в ней не только нет «крупных» серий, но и почти не встречается «мелких» (за исключением параллельных исследований) ; по своей природе наука является «штучным», «индивидуальным» производством. В таких условиях понятие «средних» общественно необходимых затрат на единицу продукции вообще неприменимо.

Таким образом, и в соответствии с общими закономерностями, и исходя из специфики самой науки следует рассматривать понятие общественно необходимого научного труда как результат распределения всего общественного рабочего времени пропорционально общественным потребностям.

Здесь мы подошли к центральному вопросу, ответ на который позволяет, на наш взгляд, раскрыть качественную и количественную определенность общественно необходимых затрат труда в сфере науки, понятие стоимости научных знаний и тем самым их экономическую природу.