Противоречия закономерностей

Здесь возникают противоречия между внутренними закономерностями развития самой науки и ее социально-экономической функцией, между онтологической и социо- генной структурами науки; такие противоречия могут быть особенно острыми в период качественной перестройки социально-экономических условий. Задача прогнозирования и планирования основных направлений развития науки состоит в том, чтобы в максимально возможной мере предвидеть и предупредить возникновение таких противоречий, не препятствуя вместе с тем свободному прогрессу фундаментальных научных знаний. В связи с этим должны получить дальнейшее развитие целевые программы научных исследований, которые могут быть частью соответствующих научно-технических программ, а также играть самостоятельную роль, будучи ориентированными на разработку научно-технических программ в более отдаленном будущем. Состав научных программ должен соответствовать структуре научных знаний.

Достижение внутренне пропорционального развития науки требует использования принципов, оправдавших себя в планировании народного хозяйства в целом. В первую очередь это относится к принципу сбалансированности. Применительно к науке понятие сбалансированности весьма условно, поскольку здесь нет количественно определенных потоков продукции и услуг. Существуют, однако, потоки знаний между направлениями развития науки, в каждой сфере исследований есть свои запасы научных знаний. Есть также особые, «восходящие» потоки научных знаний — от фундаментальных исследований к первичным формам материализации достижений науки. Все это образует систему внутренних взаимосвязей в развитии науки, и невзирая на всю их многосложность и количественную неопределенность, планирование призвано вторгаться и в эту сферу человеческой деятельности.

Практически это означает, что в соответствии со сложившейся и предвидимой структурой науки, ее классификаторами должны быть определены направления внутринаучных связей, их взаимная обусловленность. Особенно это важно для решения междисциплинарных научных проблем, где «сходятся» многие науки, поскольку отставание в каком-либо одном направлении научных исследований может затормозить решение всей проблемы.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий