Развитие производительных сил

Развитие производительных сил на научной основе, которое становится постепенно господствующим, придает им новое качество — они превращаются во всеобщие общественные производительные силы [1, т. 26, ч. I, с. 400; т. 48, с. 41]. Если совместный труд, отражающий наличие общественного разделения труда, придает производительным силам общественный характер, то его соединение с наукой, означающее соединение материального производства с интеллектуальным трудом, ведет к формированию производительных сил, которые материализуют в себе накапливаемые и обновляемые научные знания. Поэтому о современных производительных силах можно говорить как о воплощении не только совместного, не и всеобщего труда.

Углубление процесса познания, переход от эмпирических знаний к научным могут происходить лишь по мере развития человека -творца и носителя этого процесса, все более полного раскрытия дремлющих в нем естественных сил и способностей. Совершенствование субъективного элемента производительных сил — рабочей силы, развитие интеллектуальных способностей человека могут происходить только вместе со всеми другими его способностями, вместе с перестройкой всей системы общественных отношений в соответствии с интересами труда. Поэтому если естественное движение населения, складываясь под воздействием социально-экономических факторов, в основе своей подчинено биологическим законам, то природа другой, качественной стороны рабочей силы — знаний и опыта, воспитания, состояния здоровья, мотивов труда и социального поведения — не биологическая, а социально-экономическая.