«Смерть труда»

Такая форма материализации всеобщего труда обеспечивает лишь его сохранение и наследование, делает его неотделимым в каждый данный момент от совместного труда. Развитие же всеобщего труда, так же как и в определенной мере его наследование, неотделимо от самого человека, от развития и реализации его интеллектуальных способностей и от той сферы, где создаются новые знания,— от интеллектуального производства. Человек является и творцом, и материальным носителем научных знаний.

Интеллектуальные способности человека относятся к его природным свойствам, к естественным силам труда. Они органически связаны с его другими естественными силами — физическими и сенсорными. Это значит, что процесс труда носит всегда сознательный характер. Накопление трудовых навыков и их закрепление в орудиях труда ведут к развитию и углублению эмпирических знаний, к качественному совершенствованию рабочей силы. В «донаучный» период эта форма развития и использования интеллектуальных способностей человека была не только основной, но и единственной.

 Накопление и передача эмпирических знаний и практического опыта всегда осуществлялись не только с помощью средств и орудий труда, но и непосредственно — от человека к человеку, от поколения к поколению. К. Маркс писал, что «степень искусности наличного населения является в каждый данный момент предпосылкой совокупного производства,— следовательно, главным накоплением богатства (курсив мой.— А. А.), важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда, существующим, однако, в самом живом труде (курсив мой.— А. А.). Являясь непосредственным носителем знаний и опыта, человек непрерывно преобразует их, развивает, придает этому процессу динамичный характер.

Рассматривая в «Теориях прибавочной стоимости»» взгляды Т. Годскина, одного из социалистических последователей Д. Рикардо, К. Маркс счел правильным взгляд Годскина, что происходит накопление искусства рабочего, степени развития его труда и что это искусство передается от поколения к поколению. «Накопление,— писал К. Маркс,— является здесь ассимиляцией, постоянным сохранением и вместе с тем преобразованием уже воспринятого, осуществленного. В таком именно смысле Дарвин делает «накопление» посредством наследственности у всех организмов, у растений и животных, движущим принципом их формирования, так что различные организмы сами формируют себя посредством «накопления» .

В ходе исторического развития путем непосредственного общения людей складывались свои способы закрепления и передачи знаний и опыта — языковое общение, книгопечатание, современные информационные системы, сам процесс обучения. Конечно, эти способы, особенно на первых этапах развития человечества, были более хрупки и менее надежны, чем орудия труда. Лишь с изобретением книгопечатания было достигнуто массовое сохранение и распространение знаний, поэтому книгопечатание имело революционное значение в развитии производительных сил, без него не было бы и промышленной революции.