Сочетание знаний

Для сравнения отметим, как К. Маркс понимал сочетание знаний с овеществленным трудом (основным капиталом): «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу, и отсюда — показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним» .

Процесс обобществления, являющийся при социализме основой соединения науки и труда, охватывает непосредственно и сферу самой науки. Уже сам факт превращения научного труда в специализированный вид общественного труда и одновременно в источник развития техники делает его органической частью совокупной рабочей силы. До тех пор пока наука оставалась лишь элементом культуры, мировоззрения, а техника развивалась на эмпирической основе, наука не могла стать непосредственной производительной силой и частью совокупной рабочей силы; она была одним из видов непроизводительного труда. Но как только техника начала развиваться на научной основе, т. е. сложился научно-технический прогресс, специализированный научный труд превратился в такой же неотъемлемый элемент производительного труда, как и труд металлурга или строителя. «. .Уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки (курсив мой. — А. А.); достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций» . Поэтому нет никаких оснований считать научный труд непроизводительным, а науку относить к непроизводственной сфере .

В условиях общественной собственности на средства производства функционирование науки как элемента совокупной рабочей силы объединяет научный труд со всеми другими видами труда, не отделяет его и тем более не ставит «над» ними. Превращаясь в часть непосредственно общественного труда, наука сама приобретает общественный характер. Это находит свое выражение в единстве научного творчества и развития техники, в планомерном развитии науки как отрасли народного хозяйства, в превращении научных работников в одну из массовых и равноправных категорий трудящихся.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий