Условия феодализма

В условиях феодализма сложились и стали незыблемыми такие социальнопсихологические стереотипы, как иерархическое устройство всего видимого и невидимого (потустороннего) мира и соответствующее ему естественное неравенство людей, человеческих сил; восприятие всего окружающего мира на основе веры, а не знаний, божественное истолкование естественных и общественных явлений; представление о неизменности всего сущего и поэтому о незыблемости социального устройства. Эти стереотипы, порожденные экономическим строем феодализма и его религиозной формой, коренным образом противоречили складывающимся капиталистическим отношениям; их разрушение было необходимо и неизбежно.

Прежде всего возникло представление об историческом времени, несущем с собой изменения в жизни людей. В XVI в. это привело к осознанному пониманию прогресса. Конечно, понимание прогресса оставалось долгое время привилегией наиболее передовой и образованной части общества, но было уже огромным сдвигом в обыденном сознании понимание того, что время несет с собой изменения, что будущее чем-то должно отличаться от настоящего. Это в принципе противоречило античному пониманию времени, течение которого образовывало лишь повторяемость явлений, замкнутый круг. Средневековое религиозное мировоззрение существовало в плену «библейского времени», т. е. в пределах 7 тыс. лет от сотворения мира до «страшного суда»; для средневекового человека течение времени означало лишь приближение «конца света» . Понятно, каким гигантским переворотом в общественном сознании было принятие идеи развития, прогресса. В эпоху просвещения XVIII в. эта идея получила свое высшее развитие; она вышла за пределы обыденного сознания, производства, науки, техники, превратилась в огромную социальную силу.

В эпоху Возрождения сложилась идеология гуманизма, поставившая человека в центр всего мироздания. Этот гуманизм «состоял в уверенности человека в ценности своей личности — во всех аспектах последней — обще бытийном и конкретно жизненном, в ее разуме, в ее чувственной природе, в ее волевых импульсах. При этом сознание такой ценности было сопряжено с представлением автономности человеческой личности — ее свободы и самостоятельности» [48, с. 233]. Тем самым феодальные представления об иерархической организации всего мира и о ее божественном происхождении заменялись идеологией буржуазного равенства и личной свободы, верой в безграничность сил человека, его разума. Идеи личной свободы и равенства проистекали из господства мелкого производства, атомарности раннего капитализма, нивелирующего воздействия товарноденежных отношений; имея вполне материальное происхождение, эти идеи, превратившись в часть общественного сознания, стали могучим ускорителем всего развития.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий