Увеличение массы потребительских возможностей

Следует заметить, что когда идет речь об увеличении массы потребительных стоимостей, то имеются в виду также изменения в их составе, потребительских свойствах отдельных продуктов. Многие из этих изменений обязаны своим происхождением научно-техническому прогрессу. Новые виды продукции и новые потребительные стоимости — особая проблема, связанная с формами материализации научных знаний, о ней речь пойдет ниже. В данном же аспекте под увеличением массы потребительных стоимостей не обязательно понимается сохранение их состава.

Исходя из этих общих положений, необходимо ответить на два главных для всего последующего изложения вопроса: в чем состоит двойственный характер научного труда? Как могут быть определены, качественно и количественно, стоимость и потребительная стоимость научных знаний? Представляется, что ответ на эти два вопроса — обязательная теоретическая предпосылка выявления экономической природы научно-технического прогресса.

Научный труд, так же как и всякий иной общественный труд, имеет двойственный характер — он создает потребительную стоимость (новые знания) и стоимость, представляющую собой затраты абстрактного человеческого труда при особой роли его интеллектуальной составляющей. Но это определение недостаточно, поскольку оно не отражает особую общественную функцию науки, ее преобразующую роль в отношении всего общественного труда, всех его разновидностей. Наука воздействует на обе стороны труда — конкретный и абстрактный — во всех сферах его применения. Она развивает конкретные виды труда, делает их все более производительными, создает новые их разновидности. Одновременно в силу самого факта совершенствования конкретного труда наука обеспечивает экономию абстрактного труда в расчете на единицу потребительной стоимости (общественной полезности), что тождественно повышению производительности общественного труда.