Всестороннее развитие человека

Всестороннее развитие человека, совершенствование его способностей к труду являются в конечном счете главной предпосылкой перехода от эмпирических знаний к научным, соединения труда и науки, в результате чего и происходит формирование всеобщего общественного труда.

Господствующие общественные отношения воздействуют на тесноту и формы соединения науки и труда. В докапиталистическую эпоху, когда наука находилась в зачаточном, она была практически полностью оторвана от труда, была  частью культуры, мировоззрения, но не элементом сил. Этому соответствовало, как уже отмечалось, исключительно медленное, эмпирическое, а потому неустойчивое совершенствование процесса труда и всех производительных сил. На рубеже феодализма и капитализма возникла современная наука, которую капитал превратил в свою собственную силу, противопоставив ее труду  развитием капиталистического производства,— писал Маркс,— связано отделение науки от труда и в то же время — применение науки, как таковой, к материальному производству» .

Вместе с тем капиталистическое производство уже не монет развиваться без науки, поскольку повышение труда становится возможным лишь при совершенствовании процесса труда, повышении качества рабочей силы па основе использования научных знаний. Однако развитие пауки и совершенствование труда приспосабливаются к интересам капитала, сливаются с ним. «Наука и ее применения,— отмечал К. Маркс,— действительно отделяются от искусства отдельного рабочего и его знания дела, и хотя они,— если их проследить до самого их источника,— представляют собой опять таки продукты труда, всё же они всюду, где они входят в процесс труда, выступают как включенные в состав капитала» .

Освобождая труд от господства капитала, социализм явным и органичным образом соединяет труд и науку; наука становится частью планомерно организуемого общественного труда, а сам труд приобретает во всех своих конкретных формах все более научный характер. Результатом этого исторического процесса является усиление всеобщего характера общественного труда, повышение роли всеобщих общественных производительных сил — науки, соединенной с трудом. «Вырастив новое поколение всесторонне развитых производителей,— писал Ф. Энгельс,— которые понимают научные основы всего промышленного производства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца, общество тем самым создаст новую производительную силу» .