Замена энергетической основы машины

Вторым качественным сдвигом была замена энергетической основы машины — переход от двигательной силы воды или животного, а в ряде случаев — самого человека (например, челнок самолет Дж. Кея) к энергии пара. В этом переходе, как отмечал К. Маркс, первичный импульс исходил от рабочей машины [1, т. 30, с. 264]; возможности ее использования — и по масштабам, и по размещению (привязка к водяным мельницам)— требовали создания более мощных и мобильных источников энергии. К этому моменту (к началу 70х годов XVIII в.) уже давно использовались пароатмосферные паровые машины и созрели научные предпосылки создания паровой машины высокого давления. Изобретение Дж. Уатта было тем самым не началом первой промышленной революции, а ее вторым этапом, сделавшим процесс необратимым. На этом этапе сложился типичный для него состав машины — рабочая часть, паровой двигатель, передаточное устройство, причем энергия пара (температура и давление) преобразовывалась в полезную механическую работу также механическим путем.

Распространение этого классического типа машины по отраслям производства означало в этих отраслях свои технические революции, являвшиеся в целом продолжением первой промышленной революции. Общим признаком всех машин был механический характер их полезного эффекта, и достигался он путем приспособления рабочей части машин к виду выполняемых работ. Наиболее важными качественными сдвигами были, во-первых, переход транспорта на паровую тягу (первый пароход— 1781 г., паровоз Дж. Стефенсона— 1829 г.)—это совершенствование путей сообщения К. Маркс охарактеризовал как революцию, «которую можно сравнить только с промышленной революцией последней половины прошлого века» [1, т. 25, ч. I, с. 81], и, во-вторых, использование машин для производства самих машин — об этом, поворотном для первой промышленной революции моменте уже шла речь выше. Массовая замена ручного труда в сфере производства машин означала создание технической базы, адекватной крупному машинному производству.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий