Давление воздуха на поверхности

Результат первого цикла этих исследований Циолковский опубликовал в 1898 году в работе «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток». Она была послана ученым в Академию Наук с просьбой, в случае ее положительной оценки, оказать ему материальную поддержку для продолжения опытов. Работа была доложена академиком М. А. Рыкачевым и признана заслуживающей внимания. На ее продолжение в 1900 году было ассигновано 470 рублей. Увеличив в два раза размеры трубы, Циолковский в течение 1900—1901 годов произвел более обстоятельное исследование, результаты которого сообщил Академии Наук. Этот отчет также получил положительную оценку. Однако письменное предложение Циолковского организовать для опытов по аэродинамике специальную государственную лабораторию осталось без ответа. Ученому пришлось вести свои экспериментальные и научные исследования в одиночку, без материальной поддержки. Но, испытывая огромные материальные трудности, Циолковский продолжал свою работу, добиваясь все новых и новых достижений.

Успешные работы по аэродинамике вскоре переходят в исследования в области реактивных двигателей. Циолковский первый в мире научно подошел к изучению проблемы межпланетных сообщений, осуществляемых посредством реактивных летательных аппаратов. В мае 1903 года в пятом номере журнала «Научное обозрение» он опубликовал классическую работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней русский ученый впервые вывел уравнение движения ракеты, дал ее схему, включая рули управления в хвостовой части, указал на выгодность применения жидкого горючего. Гениальный труд К. Э. Циолковского явился основой разработанной им теории реактивного движения. В дальнейшем он неоднократно возвращается к этим вопросам, конструирует ряд новых, более совершенных ракет, выводит основные формулы и законы реактивного движения, являющиеся основой современной теории ракет и реактивных приборов.