Исследования профессора Троицкого и его сотрудников

При меньших дозах пенициллина также наблюдается образование гигантских клеток и их гибель. Однако при этом некоторые гигантские клетки перед своей гибелью на одном из концов отделяют клетку, по величине близкую к нормальной. Отделившаяся клетка уже не чувствительна к прежней дозе пенициллина, легко ее переносит и нормально размножается.

Исследования профессора Троицкого и его сотрудников блестяще иллюстрируют направленное влияние условий жизни на живой организм, в данном случае на бактериальную клетку, и еще раз опровергают утверждение вейсманистов-морганистов о том, что окружающая среда действует лишь как фактор отбора уже предсуществующих живых форм и не изменяет их наследственных свойств. Следует отметить, что способ возникновения устойчивых форм микробов, открытый профессором Троицким, не является всеобщим, но он устанавливает, что устойчивые микробы возникают из неустойчивых под влиянием условий жизни.

Исследованиями советских ученых доказано также, что микробы изменяют свои свойства под влиянием других микробов.

Еще в 1922 году советский исследователь, ныне действительный член Академии медицинских наук СССР Л. А. Зильбер произвел следующие опыты. Он помещал кишечную палочку в коллодийном мешочке в пробирку с питательной средой, в которой росла бактерия брюшного тифа. Оказалось, что в этих условиях кишечная палочка приобретает некоторые свойства тифозной. В других опытах, поместив обычную гнилостную бактерию — протей — в коллодийном мешочке в брюшину морской свинки, зараженной сыпным тифом, он получил бактерию, которая

приобрела некоторые свойства другого микроба, называемого протей X , имеющего иммунологическую связь с возбудителем сыпного тифа. Эти новые свойства сохранялись 18 лет.

В 1946 году в журнале «Агробиология» была опубликована статья Н. П. Грачевой, сотрудницы почетного академика Н. Ф. Гамалея. В этой статье описаны исследования, которыми доказывается, что обычная (неболезнетворная) кишечная палочка в присутствии убитых тел бактерии, вызывающей заболевание паратифом, превращается в новый вид бактерии, имеющей ряд свойств патогенного микроба.

В 1949 году академик А. И. Опарин и его сотрудник В. В. Юркевич опубликовали статью, в которой говорится, что дрожжи вида сахаромицес глобозус, несбраживающие сахарозу (общеупотребимый свекловичный сахар), приобретают это свойство после того, как их помещают на некоторое время в раствор фермента, расщепляющего сахарозу, но вырабатываемого другим видом дрожжей.

Авторы указанной статьи приходят к выводу, что «живым клеткам, по-видимому, свойственно строить свой ферментативный аппарат не только за счет синтеза самой клеткой, но и за счет пополнения его ферментами, адсорбируемыми из окружающей среды, причем клетка может приобретать таким путем как дополнительные количества имеющихся у нее ферментов, так и отсутствовавшие в ней ранее ферменты».