«Мирное развитие»

По своему социальному составу сектантство в России никогда не было однородным. Основную массу его составляли мелкобуржуазные элементы, главным образом крестьянские, а его верхушку — представители кулачества и буржуазии, которые старались направить сектантское движение в русло, не опасное для господствующих классов. В этом смысле весьма характерным является заявление одного из основоположников русского баптизма, крупного торговца Павлова, сделанное им в 1902 году: «Что касается моих воззрений, то я, как христианин, против всяких насильственных революций и стою за мирное развитие нашего отечества и все

го человечества». «Мирное развитие» означало, конечно, не что иное, как сохранение самодержавия и капитализма.

Своей проповедью «братства и любви ко всем людям», обещаниями «царства божьего на земле без кровопролития» руководители сект отвлекали рядовых сектантов от революционного действия. Уже в период первой русской революции руководители многих сект заняли по отношению к ней враждебную позицию и временами открыто провозглашали свою верность «трону и порядку».

С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции большинство сектантских руководителей ушло в лагерь ее заклятых врагов. В период гражданской войны и иностранной военной интервенции, прикрываясь лицемерной заповедью «не убий», руководители сект убеждали рядовых сектантов отказываться от службы в рядах Красной Армии.

На протяжении ряда лет сектантские вожаки, наряду с представителями других религиозных культов, боролись против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурного строительства в городе и деревне, вредили делу коммунистического воспитания советских людей.

Жизнь, однако, показала, что враждебное отношение сектантских руководителей к советскому государству приводит лишь к подрыву их авторитета и влияния среди рядовых сектантов, к развалу религиозных организаций.