Прекрасный педагог

Он собрал ценнейшие коллекции (этнографические, зоологические, ботанические, археологические, энтомологические, геологические и др.), описал природу еще неизученных территорий и быт народов, населяющих их, составил прекрасное топографическое описание пройденных маршрутов по горам и пустыням, сделал астрономические определения многочисленных пунктов, провел интересные метеорологические наблюдения и т. д. Козловым были открыты новые, неизвестные до него виды животных и растений; некоторым из них было присвоено имя открывателя.

Особенно важное значение для науки имело открытие П. К. Козловым в 1908 году развалин древнего города Харо-Хото, где им были найдены памятники культуры народов, населявших пустыню Гоби в X—XII веках. Позднее, в 1924 году, в горах Северной Монголии ученый обнаружил подземные мавзолеи с остатками материальной культуры народа, жившего в I веке до нашей эры. Эти открытия заслуженно принесли ученому мировую известность и славу. Упорство в достижении цели, беззаветное служение родине и науке, смелость и исключительное трудолюбие — вот те качества, благодаря которым П. К. Козлов стал знаменитым путешественником, академиком, ученым с мировым именем, почетным членом многих научных обществ в СССР и за границей.

П. К. Козлов родился 15 октября 1863 года в городе Духовшине бывшей Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина, нанимавшегося гонять гурты скота. Уже в начальной школе от временно преподававшего там талантливого учителя В. П. Вахтерова юный Козлов услышал о замечательных путешествиях первого исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского. Эти рассказы увлекли мальчика. Прекрасный педагог, широко образованный человек, В. П. Вахтеров помимо учебных дисциплин, обязательных для начальной школы в царской России, преподавал своим ученикам основы топографии, естествознания, черчения и т. д.