Реактивное движение

Точных данных о к.п.д. реактивного толчка кальмара нет, но измерения метаболических затрат на реактивное движение дают представление о том, сколь высоким он может быть. Р. О’Дор из Университета Далхузи (пров. Новая Шотландия, Канада) недавно определил скорость потребления кислорода у кальмаров, свободно плававших в респирометре, и сравнил результаты с данными, полученными для лососей такого же размера. Метаболические затраты на медленное непрерывное плавание, выраженные в величинах энергии на елиницу веса тела за единицу пройденного расстояния, у кальмара оказались в 4 раза больше, чем у лосося.

Исключительные респираторные возможности кальмаров помогают им компенсировать неэффективность реактивного плавания. Кроме того, ундулируюшие движения плавников также создают движущую силу и, особенно при малой скорости плавания, увеличи

вают общий к.п.д.* И все же в непрерывном плавании кальмары не выдерживают сравнения с рыбами. О’Дор считает, что они способны успешно конкурировать с рыбами в значительной степени благодаря высокому ускорению и маневренности движений при бегстве или нападении.

Основная часть мыши в мантии кальмара работает только во время быстрых реактивных толчков. Вообще у животных встречаются два типа мышечных волокон: «быстрые», при сокращении которых совершаются внезапные резкие движения, и «медленные», создающие движение медленное, но более продолжительное. Быстрые волокна способны к быстрому сокращению потому, что содержащийся в них мышечный белок миозин обладает высокой аденозинтрифосфатазной активностью.

* Когда кальмар плывет быстро, его плавники обвертываются вокруг заднего конца мантии и не участвуют в создании движущей силы. — Прим. перевыми заключен мощный слой, на долю которого приходится до 80% общего объема кольцевых мышц; он состоит из быстрых волокон. Этот центральный слой с гликолитическим типом обмена сокращается, по-видимому, только при резких рывках, а слои медленных волокон, обмен в которых в основном аэробный, используются при непрерывном плавании на малых скоростях.

 

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий