Внутренняя организация программы Shrdlu

Внутренняя организация программы Shrdlu коренным образом отличается от структуры Рэктер. Программа состоит из подсистем, которые выполняют грамматический разбор, интерпретацию и построение предложений, осуществляют поиск в словарях, проводят семантический анализ и делают логический вывод. Эти подсистемы, тесно взаимодействуя, образуют единую систему, которая производит впечатление полного понимания в беседе, касающейся мира кубиков. В отрывке из диалога с программой Винограда, приведенном ниже, обсуждается ситуация в мире кубиков, изображенная на рисунке на с. 80. Вертикальная линия на рисунке представляет механическую руку Shrdlu, только что выполнившую очередную команду человека.

Человек: Поставь, пожалуйста, друг на друга два красных блока и зеленый куб или пирамиду.

Программа: О’кей.

Человек: Какой куб лежит на столе?

Программа: Большой зеленый, а на нем красная пирамида.

Человек: Есть ли большой блок над пирамидой?

Программа: Да, их три: большой красный блок, большой зеленый куб и синий блок.

С полным текстом диалога читатель может познакомиться, прочтя классическую работу Т. Винограда «Программа, понимающая естественный язык» (см. библиографию). Здесь же мы лишь отметим, что для ответа программы на вопрос: «Какой куб лежит на столе?», ей необходимо не только сдслать анализ предложения, но также уяснить физические и геометрические соотношения между предметами в том мире, с которым имеет дело программа. Shrdlu знает, что в настоящий момент в ее мире насчитываются два куба и что один из них лежит на столе. Это большой зеленый куб. Поскольку есть еше один зеленый куб, программа описывает требуемый куб с помощью геометрического отношения, существующего между ним и другим предметом, в данном случае красной пирамидой.

 

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий