Второй эксперимент

Второй эксперимент с одиночными стимулами был предназначен для проверки утверждений испытуемых о том, что они оценивали образ, мысленно вращая его до совпадения с конфигурацией, предъявлявшийся на этапе обучения. Для этого мы изменили последовательность инструкций: вместо того чтобы предъявлять испытуемым фигуру для сравнения ее с образом, запомненным на этапе обучения (в этом случае испытуемые должны были мысленно представить корректирующее вращение), мы просили их сначала вообразить вращение ранее заученной фигуры и только после этого предъявляли изображение для сравнения.

ВСЕ испытуемые, участвовавшие в этом эксперименте, принимали участие и в предыдущем эксперименте с одиночными стимулами и были знакомы с тестовыми фигурами. В каждой серии испытуемому сначала предъявлялся один из восьми нормальных многоугольников, показанных на предварительном этапе. После этого появлялось изображение круга со стрелкой, установленной в одно из шести положений — с углом поворота от 0 до 300° по часовой стрелке с интервалом 60°. Испытуемые должны были мысленно представить себе нормальную фигуру с ориентацией, указанной стрелкой. В одной половине серий от испытуемых требовалось осуществлять мысленное вращение по часовой стрелке, в другой половине серий — против часовой стрелки. Завершив мысленную операцию, испытуемый нажимал кнопку; при этом останавливался секундомер, который фиксировал затраченное время. Одновременно на экране появлялся «рабочий» многоугольник, ориентация которого совпадала с направлением стрелки, и включался второй секундомер. Испытуемый должен был как можно быстрее ответить, нормальный

или зеркальный вариант многоугольника ему предъявлен, произнеся соответственно «н» или «з». Звук улавливался микрофоном, и специальное устройство отключало второй секундомер.

Таким образом, в каждой серии измерялись два промежутка времени, один из которых занимало мысленное вращение, а второй — идентификация тестового стимула. Оба показателя подтвердили полученные ранее выводы. Как и ожидалось, время, затраченное на предварительное мысленное вращение нормальной фигуры, представляло линейную функцию угла ее поворота относительно положения, в котором она предъявлялась на этапе обучения. Более того, если в предыдущих экспериментах направление мысленного вращения не фиксировалось и максимальный определяемый угол поворота был равен 180°, то в последнем эксперименте линейная зависимость времени, затраченного на предварительное вращение, прослеживалась до значений ±300°.

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий