Взор читателя

Перед взором читателя предстают как миниатюрные кремниевые элементы, называемые ПЗС (приборы с зарядовой связью), — современные соперники фотопластинки, так и огромные радиотелескопы, находящиеся в разных частях света. Ряды радиоантенн, выстроившиеся под двойной радугой на пустынной равнине близ Сан-Авгус- тина, прославляют величие Большой антенной решетки в штате Нью-Мексико — самого мощного в мире радиотелескопа с системой апертурного синтеза. Здесь же мы находим фотографии знаменитых астрономических спутников, названия которых звучат сейчас рядом с названиями Ликской и Паломарской обсерваторий: небольших «Ухуру», «COS-В» и большого рентгеновского спутника «Эйнштейн». Их необычные «глаза», вынесенные за пределы непрозрачной для рентгеновских и гамма-лучей атмосферы, дали возможность увидеть картину Вселенной в этих диапазонах излучения.

Однако большая часть иллюстраций посвящена не приборам, а самим космическим объектам, причем даны их изображения во всех доступных сейчас диапазонах электромагнитного спектра. Эти иллюстрации похожи на фотографии. Цвета на них также искусственны и условны, как и на старых атласах Британской империи, где красным закрашено все от Новой Зеландии до Земли Баффина. Большинство изображений получено следующим образом: закодированное в цифровой форме цветное изображение обрабатывается компьютером и выдается на экран дисплея; затем с экрана делается фотография. Картины производят потрясающее впечатление. Физики и астрономы не сдерживали своей фантазии: вооруженные «электронной» палитрой, они устроили настоящий праздник цвета.

Изображения космических объектов в видимых лучах также можно «раскрасить», с тем чтобы более четко показать их свойства. В книге есть иллюстрация, демонстрирующая возможности этой техники. Она выполнена Р.Бэком и Р.Деттмаром из Боннской радиообсерватории и представляет собой раскрашенную компьютером фотографию большой антенны радиотелескопа в Эффелсберге. После изучения этого эскиза читатель не только испытает восхищение, но и лучше поймет научную ценность выполненного поистине в стиле Тернера — буйная смесь малинового и золотого — изображения источника Центавр А или сине-красного рисунка галактики М82, в котором явно заметно влияние нью-йоркской школы.

 

 

0 Коментариев

Вы можете быть первым =)

Оставить коментарий